Новые правила идентификации в мессенджерах вступили в силу в России

В России 5 мая вступает в силу постановление кабмина, которое обязывает владельцев мессенджеров идентифицировать пользователей по номеру телефона.

Согласно этому документу, руководство мессенджеров должно верифицировать информацию о регистрации телефонных номеров своих пользователей у мобильного оператора, который в течение 20 минут обязан передать ему соответствующие данные. В случае, если оператор не отвечает вовремя или не может найти запрашиваемый номер, идентификация будет считаться не пройденной.

Новые правила идентификации в мессенджерах вступили в силу в России
Новые правила идентификации в мессенджерах вступили в силу в России

Постановление правительства

Подписанное 27.10.18 и опубликованное 06.11.18 постановление «об идентификации пользователей мессенджеров по личному номеру телефона» является одним из этапов программы борьбы с мошенниками, использующими сотовую связь в противозаконных целях. Согласно тексту документа, новые нормы вступают в силу спустя 180 дней с момента публикации, а значит 05.05.19. За этот срок сотовые операторы, работающие не территории России, должны технически подготовиться к реализации новых правил аутентификации.

Постановление было подписано главой правительства Дмитрием Медведевым 6 ноября 2018 года.

Напомним, что с целью защиты граждан РФ от телефонных аферистов и мошенников, а также для упрощения работы МВД в ходе расследования различного рода преступлений, с 2018 года каждая сим-карта сотового оператора, закрепляющая за абонентом определенный номер телефона, должна быть официально зарегистрирована на конкретного человека. Для прохождения процедуры регистрации владелец должен предоставить паспортные данные, которые оператор заносит в единую базу данных, доступ к которой имеют правоохранительные органы.

Это значит, что после введения обязательной аутентификации для пользователей мессенджеров, будет установлена четкая связь между аккаунтом человека в том или ином приложении и его паспортными данными.

Нововведение преследует несколько целей:

  1. Повышение безопасности абонентов, ведь в условиях отсутствия анонимности количество желающих нарушать закон существенно уменьшится.
  2. Упрощение работы сотрудникам МВД и обеспечение максимально быстрого доступа к информации о клиентах сотовой сети и используемых приложениях.
  3. Создание единой базы данных, которая помимо множества иных функций позволит собрать статистику использования тех или иных мессенджеров пользователями мобильной связи.

Практическая реализация

Процесс аутентификации абонента мессенджера станет обязательным, как для тех, кто захочет завести новый аккаунт, так и для тех, кто уже пользуется приложениями Viber, Skype, WhatsApp или Telegram.

Займет процедура не более 20 минут. Именно столько потребуется для проверки данных о пользователе в базе оператора сотовой связи. Весь процесс будет происходить по следующему алгоритму:

  1. Пользователь устанавливает приложение и при регистрации указывает свои данные.
  2. Система мессенджера отправляет запрос сотовому оператору на подтверждение данных.
  3. После получения подтверждения, что данные совпадают, абоненту предоставляется доступ к мессенджеру, а сотовый оператор заносит в базу данных информацию о том, что клиент использует определенное приложение.

Естественно, что в случае отрицательного ответа от сотового оператора, использование приложения на смартфоне, планшете или компьютере будет невозможным.

Что изменилось?

Процедура регистрации в популярных мессенджерах раньше проходила следующим образом: нужно было ввести номер телефона и получить код активации. Всё, после этого можно было начинать работу с сервисом.

Однако когда в России вступили в силу новые правила идентификации пользователей мессенджеров, стало ясно, что теперь человеку нужно подтвердить, что он именно тот, кто использует приложение. А также что номер телефона зарегистрирован на него, а не на кого-то другого. Теперь, если новый пользователь создаст аккаунт, например, в Telegram, мессенджер должен отправить информацию об этом мобильному оператору. Тот, в свою очередь, в течение 20 минут должен “пробить” номер по базе. Если номера не окажется, или администратор мессенджера не дождется необходимой информации от оператора, человек не сможет передавать и получать сообщения.

Если человек изменит какую-то личную информацию или поменяет номер телефона, ему также придется повторно проходить процедуру идентификации. О расторжении договора оператор должен оповещать администратора мессенджера.

Также оператор, найдя номер абонента в базе, должен сообщить, какими ещё сервисами пользуется клиент.

Как рассказал глава Роскомнадзора Александр Жаров, те, кто уже давно пользуется сервисами по обмену сообщениями, не будут проходить процедуру идентификации. Но лишь в том случае, если их личные данные у сотового оператора и мессенджера совпадут.

У кого могут возникнуть проблемы

Проблемы с использованием мессенджеров могут возникнуть у тех, кто после введения обязательной аутентификации сим-карты по паспорту продолжают использовать номера телефонов, зарегистрированные на третьих лиц. К сожалению, процесс перерегистрации номера на нового пользователя требует присутствия двух людей – того, кто владел сим-картой ранее и нового хозяина. Если найти человека, на которого записан номер возможности нет, возникает неразрешимая проблема.

Всем, кто оказался в  подобной ситуации проще сменить номер, зарегистрировав новую сим-карту на свой паспорт. Хотя для многих людей смена номера связана с некоторыми неудобствами, иного выхода ни авторы нововведений, ни операторы мобильной связи РФ предложить не могут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )